Сделки с землей: что поменялось с 1 января 2013 года

Первое, что нужно отметить – вступил в силу закон Украины «О государственном земельном кадастре». Это основа учета земельных участков. Все последние 10 лет с момента принятия нового Земельного кодекса именно отсутствие налаженной системы учета и регистрации земельных участков создало больше всего проблем землевладельцам и землепользователям в Украине.

Теперь функции регистрации и учета земельных наделов будет выполнять кадастр. Обеспечивать постоянную работу единой базы земельных участков призваны кадастровые регистраторы. Они будут принимать документы, выдавать извлечения и справки и делать это в законодательно установленные, к слову, достаточно ограниченные сроки. На то, чтобы предоставить собственнику участка извлечение из кадастра, регистратору отводятся сутки. Отсчет идет с момента подачи заявления – работать регистраторам придется оперативно.

Основания для отказа в предоставлении справки достаточно ограниченны. Так что, отстояв очередь, шансы получить извлечение будут высоки.

Второй момент – с 1 января также ушел в прошлое институт государственной регистрации сделок с земельными участками. Теперь обязательной государственной регистрации подлежат права, а не трансакции. Раньше при купле-продаже земли нотариус заверял сделку и проводил ее государственную регистрацию. После этого необходимо было идти в кадастр, чтобы там поставили отметку о переходе права собственности. С нового года проблем стало меньше ровно в два раза. Теперь нотариус после заверения сделки сразу же сам вносит изменения в реестр вещных прав.

Помимо сокращения организационных трудностей, это ускоряет вступление в право собственности на землю – теперь оно возникает сразу же после совершения сделки и внесения данных о новом собственнике в реестр. Эти же правила применимы к договорам аренды земли. Государственной регистрации будут подлежать только права аренды, а сам договор регистрировать необходимости уже нет.

Третье – с 1 января 2013 года преданы забвению и государственные акты на право собственности на землю. Не стоит пугаться, надлежащим образом оформленные и зарегистрированные акты действительны без ограничений во времени. Но новые акты выдаваться не будут. Их заменят на свидетельства о праве собственности. Выдавать эти свидетельства и вести реестр вещных прав на недвижимое имущество будет Укргосреестр.

Выглядит процедура следующим образом. После формирования участка и предоставления данных в Укргосреестр вы получите свидетельство о праве собственности. Укргосреестр будет функционировать чаще всего по месторасположению местного управления Минюста. Он же заменит и БТИ в вопросе регистрации прав на квартиры, здания и прочие объекты недвижимости, отличные от земельных участков.

Ключевым элементом во всех этих нововведениях станет взаимодействие кадастра, Укргосреестра и нотариусов. Все стороны получат доступ к единым данным об объекте, правах на него, ограничениях его использования или распоряжения им. В идеале это должно упростить процедуры регистрации, сделать их оперативнее и дешевле.

Спустя неделю рано говорить о прелестях новой системы. Одно можно сказать точно – не позавидуешь тем, кто столкнулся с оформлением прав в переходный период.

На первом этапе обкатки системы возможны заминки и форс-мажоры. Будут задержки, связанные с отсутствием опыта работы с новой системой, отсутствием части норм, которые будут покрывать все нюансы, присущие процессу формирования участков и их оборота.

Но в перспективе все эти нормы или разъяснения Минюста появятся, и тогда можно будет ощутить полноценный эффект нововведений. Уверен, что он будет положительным.

http://forbes.ua

Возникли вопросы?

Позвоните по тел. +38(099) 015-84-79
или
Заполните форму и мы с вами свяжемся